Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 19:17

Сайт учителя географии Силаева П.М.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методическая работа

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

В современных образовательных стандартах особое внимание уделяется достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. Учащиеся должны освоить универсальные учебные действия, что включает в себя умение «добывать» необходимую информацию, используя различные источники, умение применять полученную информацию при решении проблемы и уметь правильно использовать данную информацию на практике. В 2009 году в межрегиональном конкурсе-проекте «Моя новая школа» было опубликовано моё эссе, в котором я как раз и обращал внимание на индивидуальный подход в обучении, о создании образовательным учреждением определенных условий для реализации данного подхода и изложил свой взгляд на построение образовательного пространства каждого учащегося. Именно на этом и основана моя педагогическая философия, реализовать которую я стараюсь с помощью выстроенной методической системой.

Целью моей методической системы являются формирование:

      I. выпускника школы, готового к успешной социализации в современном обществе;
      II. обучающегося, умеющего ориентироваться в открытом информационном пространстве;
      III. человека, любящего свою малую родину, патриота своей страны;
      IV. толерантной личности, что немало важно для нашего многонационального государства.

Для реализации поставленных образовательных результатов у меня сформировалась определенная ресурсная база, которая постоянно пополняется и совершенствуется. Прежде всего, это новый для меня УМК, под редакцией Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского. Переход на данный учебно-методический комплект происходит поэтапно. На сегодняшний момент по нему занимаются учащиеся с 6 по 8 классы. Связано это и с преемственностью рабочих учебных программ и с тем, что сельская школа не может себе позволить одномоментно заменить весь УМК. Переход к новому учебно-методическому комплекту связан с тем, что он более эффективно позволяет решать поставленные образовательные задачи, удачно с программой сочетаются уже наработанные формы деятельности на уроке с учащимися и соответствует накопленному дидактическому материалу. Учебник очень грамотно выстроен методически. В начале каждого параграфа задается два или три вопроса на воспроизведение ранее изученных знаний, на которые необходимо будет опираться при изучении нового материала (7 – 8 классы). Для ребят 6 класса название параграфа сопровождается проблемным интересным вопросом (например: п. 6 «Времена года» сопровождается вопросом «Почему с наклоном жизнь веселей?»).

Все это позволяет активизировать организационную часть урока и значительно повысить его эффективность. Далее сам учебный материал наполнен очень интересными фактами, если приводятся какие-либо примеры, то они направлены на повышение интереса школьников к данной теме урока. Например, в 7 классе при изучении «Население Земли» (стр. 139, рис. 85) при определении расы человека представлены фотографии ныне известных личностей, которых знает весь мир, тем более молодое поколение (Э. Мерфи, Д. Бэкхем, Дж. Чан). Дети очень эмоционально реагируют на это, повышается уровень реальности преподносимого материала, они понимают, что и каждый из них есть часть огромного человеческого пространства. В конце каждого параграфа выделяется главное, что было изучено на уроке, что позволяет акцентировать наиболее важные моменты изученного материала. Вопросы в конце параграфа дифференцированы, что позволяет участвовать в рефлексивной части урока каждому учащемуся, в зависимости от его способностей. Кроме этого, каждый параграф оканчивается практической работой с картой, что дает возможность применить групповую форму работы на уроке.

Еще одним важным структурным элементом своего УМК считаю сформировавшийся банк презентаций к каждому уроку географии с 6 по 11 классы. Наличие в кабинете целого комплекса оргтехники и мультимедийного оборудования значительно расширяет рамки применения информационных технологий в обучении, тем самым внося разнообразие в формы представления учебного материала и активизирует интерес к обучению у обучающихся. Своим опытом работы в данном направлении я поделился с коллегами Зырянского района, приняв участие в августовской конференции работников образования «Фестиваль методических идей и инноваций», выступив с докладом «Роль учителя в активизации интереса к обучению».

В своей практике я использую и интернет-уроки, представленные лучшими учителя Санкт-Петербурга и Москвы. На сайте http://interneturok.ru/ представлено более 3500 видеоуроков по школьной программе в открытом доступе. Эти уроки не только используются в образовательной практике, но и позволяют наиболее заинтересованным школьникам самостоятельно более подробно познакомиться с той или иной заинтересовавший их темой. На моем персональном сайте есть ссылка на данный Интернет-ресурс.

Уже более 10 лет формируется банк мультимедийных дисков по географии. Сейчас их насчитывается более 50. Перечень с наименованиями дисков находится на стр. _____.

И всё-таки, какие бы мы не применяли формы и методы работы главное это результативность образовательной деятельности. Для мониторинга уровня освоенности учебного материала в рабочих программах запланированы уроки-практикумы, которые позволяют сделать своеобразный анализ учебных результатов и вовремя скорректировать дальнейшую работу. Каким же образом строятся данные уроки? Во-первых, в учебниках Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского в конце каждого изученного раздела есть несколько тестовых заданий, ответы на эти тесты даны в конце учебника. Так вот задание учащимся дается следующее: «Необходимо найти в изученном учебном материале страницу учебника, где есть содержание правильного ответа». Как правило, данный раздел изучался с помощью либо презентаций, либо с помощью видеоурока. Это способствует формированию умений учащихся работать с текстом учебника как с информационным источником. Еще одним видом уроков-практикумов является работа с тестовыми заданиями, составленные на основе заданий ЕГЭ и ГИА. Не секрет, что КИМы включают в себя материал по всему курсу изучаемой предметной области. За время проведения ЕГЭ и ГИА на моем рабочем ПК скачены все демонстрационные варианты контрольно-измерительных материалов, начиная с 2002 года. Использование несложных компьютерных программ позволило мне самостоятельно для каждой более-менее большой темы сформировать подобные вопросы из КИМов разных годов. Например, в 6 классе, при изучении темы о географических координатах, на уроке–практикуме я даю ученикам задания из ЕГЭ, которые соответствуют данной теме. Один из вариантов представлен на стр ___. Использование подобных тестовых заданий позволяет не только отслеживать промежуточные результаты, но и формируют определенные навыки работы с тестовыми заданиями высокого уровня. Считаю немаловажным здесь и психологический аспект: дети прорешивают задания уровня ЕГЭ, начиная с 6 класса, таким образом, формируется психологическая устойчивость к сдаче ЕГЭ и ГИА в 9 и 11 классах и уверенность в своих силах. Доказательством, что данное направление выбрано верно, является растущее количество учащихся, решившись сдавать ЕГЭ по географии и результативность сдачи как ЕГЭ, так и ГИА.

Метапредметные образовательные результаты формируются за счет использования во внеурочной деятельности исследовательской и проектной деятельности по предмету. Данная работа ведется через созданный совместно с учителем истории и обществознания, Центр этнографического образования «Содружество». Отражением личностных результатов могут служить достижения школьников в предметных и непредметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Начиная с 2010 года, являюсь постоянным участником областного и регионального Фестиваля педагогических идей и инноваций, где ежегодно выступаю с докладами о работе ЦЭО «Содружество», его роли в формировании личности ребенка, формах взаимодействия с социальными партнерами. 11-12 апреля 2012 года принял участие в III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Поликультурное и этнокультурное образование в Томской области: опыт, практики преподавания, перспективы развития», где также выступил с докладом.

Любая методическая система должна учитывать репродуктивные особенности каждой ступени обучения. В своей работе я выделяю несколько этапов. На первоначальном этапе (5-6 классы) основная задача это заинтересовать школьника в изучении именно своего предмета.

В этом возрасте дети, как правило, активны, любознательны, их многое увлекает, интересует. Поэтому на данном этапе стараюсь уроки проводить наиболее разнообразнее и увлекательнее, с элементами игровых технологий. В 7 и 8 классах идет постепенный переход от данного «интересного и увлекательного» материала к самостоятельному поиску «интересного и увлекательного». С 9 по 11 классы идет уже систематизация ранее изученного материала с элементами исследовательской и проектной деятельности, где с помощью элективного курса идет и ликвидация пробелов в знаниях школьников. В 10-11 классах в последнее время на уроках географии в роли источника информации служат ресурсы Интернета. В школе имеется кабинет информатики с широкополосным Интернетом, но нагрузка кабинета не позволяет проводить там занятия по другому предмету. Поэтому я предлагаю ученикам старших классов использовать собственные гаджеты во время решения поставленных задач урока. Учащиеся 10-11 класса проживают в пришкольном интернате, находящимся в одном со зданием школы помещении и практически у всех есть ноутбуки, поэтому принести его на урок большого труда не составляет. В кабинете географии установлен «Wi-fi», позволяющий любому гаджету войти в широкополосный Интернет и найти необходимую информацию.

Сейчас на просторах российского образования идет «борьба» с мобильными устройствами, которые обучающиеся приносят в школу. Но, как известно, одним из лучших способов борьбы с «врагом», это сделать из «врага» друга. В 11 классе я провел несколько уроков с использованием мобильных телефонов и смартфонов, в результате чего сделал следующий вывод: «При грамотно построенном уроке данные мобильные устройства можно привлечь как ресурс, с помощью которого можно решать определенные образовательные задачи».

Еще одним элементом методической системы являются домашние задания. Если говорить о домашних заданиях, то они связаны только с практической или исследовательской деятельностью. От домашних заданий в виде «прочитайте параграф 17….» отказался полностью. Если ребенку это интересно, он прочитает его и самостоятельно. При том объеме домашних заданий, которые выпадают на учащихся при современном образовательном процессе для среднего и тем более для менее успешного ребенка, это может полностью «отбить охоту» учиться. Этот вопрос меня волновал давно, поэтому я с удовольствием принял участие во Всероссийской Педагогической конференции «Домашняя работа школьников: не за, не против, а зачем и как». Согласен с тем, что по таким предметам как русский язык и математика, они необходимы, а вот по другим дисциплинам они должны быть практико-ориентированными, творческими заданиями, должны повышать мотивацию к изучаемому предмету. Любое домашнее задание обязательно оценивается, и данная отметка является одной из составляющих оценки уровня усвоения материала по итогам четверти или полугодия. Если же домашнее задание не выполнено никаких санкций к учащемуся не предъявляется.

Следующей составляющей образовательного процесса является оценка полученных знаний и сформированности универсальных учебных действий, причем оценка должна быть максимально объективной. Для повышения объективности полученной отметки разработаны определенные требования, которые вывешены на стенде в кабинете географии (стр. ______) и все обучающиеся могут быть с ними ознакомлены. Например, чтобы по итогам четверти получить отметку «5», необходимо набрать средний балл не ниже 4,75. Данная отметка складывается из оценок за тестовые задания, практические работы, выполненных домашних заданий, исследовательскую деятельность. В настоящее время использую такой электронный ресурс как «Дневник.ру», который позволяет всем участникам образовательного процесса следить за текущими образовательными результатами. Если обучающийся желает повысить свой средний балл, у него есть возможность это сделать, получив дополнительные задания. Таким образом, повышается мотивация к внеурочной и внеклассной деятельности. Одним из пунктов оценки деятельности учащихся является прилежное отношение к рабочим тетрадям и тетрадям для контрольных и практических работ. Это способствует формированию аккуратности, ответственности, стимулирует учащихся с меньшими учебными способностями за счет данных качеств улучшить отметку по предмету, что в конечном счете в сознании ребенка формирует понимание того, что не только данные природой способности, но и труд и старание могут давать необходимый результат. Именно по теме «Способы оценивания грамотности школьников и их компетентности в различных сферах деятельности» я выступил на Августовской конференции работников образования Зырянского района 28 августа 2012 года.

Таким образом, свою методическую систему я стараюсь выстроить так, чтобы максимально раскрыть способности учащихся и активизировать их к получению новых знаний с помощью различных видов деятельности.

Отдельные элементы моей методической системы используются коллегами не только нашего образовательного учреждения, но и Зырянского района.

Таблица № 5
Ф.И.О. учителя, предмет Образовательное учреждение Элемент методической системы
Меркулова Т.Н. история, обществознание МБОУ «Михайловская СОШ» Исследовательская деятельность
Котлярова Е.С., технология МБОУ «Михайловская СОШ» Проектная деятельность
Матвеева Ю.В., география МБОУ «Зырянская СОШ» Создание презентаций
Киселева И.А., география, история МАОУ «Высоковская СОШ» Методика мониторинга
Алексеева Н.И., история, география МБОУ «Дубровская СОШ» Этнографическое образование
Федощенко Е.А., информатика МБОУ «Зырянская СОШ» Использование Интернет-ресурсов.

Отзыв о работе учителя Силаева П.М.

В 2011 году после окончания ТГПУ я пришла на работу МБОУ «Михайловская СОШ» учителем математики. Еще меня назначили классным руководителем 5 класса. Каждому молодому специалисту необходима определенная поддержка со стороны старших коллег по работе. С первых дней работы такую поддержку мне оказал Павел Михайлович – человек открытый, отзывчивый, неравнодушный к чужим проблемам. К нему можно было обратиться в любое время, он никогда не отказывал в помощи, как в методическом плане, так и организационном.

Являясь опытным классным руководителем, Павел Михайлович большую поддержку оказал мне при подготовке к конкурсу «Самый классный классный -2012», по итогам которого я стала призером, получив звание лауреата II степени. За оказанную помощь Силаев П.М. получил Благодарность от администрации МБОУ «Михайловская СОШ» как помощник участника районного конкурса.

Выполняя административные функции в качестве организатора внеклассной работы, я также всегда рассчитывала на активность класса, которым руководил Павел Михайлович. За активное участие и победы в различных школьных конкурсах класс неоднократно награждался грамотами и дипломами.

Несмотря на то, что я сейчас работаю в Зырянской школе, добрые отношения с Павлом Михайловичем поддерживаю до сих пор. С таким наставником как Павел Михайлович начинать педагогическую деятельность намного легче. Побольше бы таких учителей.

______________ Е.А. Федощенко

учитель информатики МБОУ «Зырянская СОШ»

Коллега о коллеге. Учитель истории «Михайловской СОШ» Меркулова Т.Н.

С учителем географии Михайловской средней школы Силаевым Павлом Михайловичем работаю с 2002 года. История, обществознание и география – предметы «родственные», нельзя быть специалистом в одном предмете, не имея представления о другом, поэтому педагоги постоянно взаимодействуют. Любой урок становится интересным, запоминающимся, если ученик имеет опору на знания, умения и навыки, сформированные на других предметах, если он может применить их на уроках другого учителя. Восклицания учеников: «А мы это знаем!», «Нам Пал Михайлович об этом рассказывал» актуализирует тему урока, прочнее становятся знания.

Мне с коллегой по работе повезло. Павел Михайлович – человек увлеченный, все уроки и мероприятия, которые он проводит, имеют «изюминку» и очень четкую организацию, что для успешной работы с детьми очень важно. Если при подготовке к мероприятию, например, к предметной декаде по истории, выступлению перед широкой аудиторией, любым другим привлечь Павла Михайловича, то успех будет обеспечен. Это знаю не только я, пользуются его организаторскими талантами и другие учителя. Даже когда он перегружен работой, Павел Михайлович не откажет в помощи в нужный момент – посоветует, напечатает, научит и отремонтирует. Мастер на все руки.

С его помощью я довольно быстро освоилась на практике с компьютером, стала использовать информационные технологии на своих уроках. Его кабинет постоянно пополняется необходимой техникой для работы на современных уроках. И все это не закрывается жадно на ключ, а открыто для всех желающих работать.

В 2010 году Павел Михайлович предложил мне поучаствовать в инновационном проекте в рамках реализации программы «Этнокультурное образование в Томской области на период 2010-2014 гг.». Объединив усилия, мы написали Программу развития ЦЭО «Содружество», и представили в ОГУ РЦРО. В мае 2010 года вышел приказ о присвоении нашей школе статуса «Центра этнокультурного образования». За время совместной работы нам удалось привлечь к исследовательской работе большое количество школьников, которые создавали проекты и представляли их на разных уровнях, в различных конкурсах и фестивалях. Дети становились неоднократными победителями и призерами этих мероприятий.

Рядом с таким коллегой как Павел Михайлович работать легко, весело и интересно.

Опыт своей работы неоднократно был представлен на различных уровнях, о чем свидетельствует Табл. № 6

Таблица № 6
Год Форма представления Тема выступления Уровень, место проведения (подтверждающий документ)
август, 2010 выступление «Формирование толерантности в поликультурном сообществе на базе социокультурного центра Михайловского сельского поселения» Областной фестиваль педагогических идей и инноваций, г. Томск (сертификат)
2010 публикация «Моя новая школа» Межрегиональный конкурс-проект «Моя новая школа», АНО «Институт проектирования инновационных моделей образования», г. Киров (сертификат)
29.08.11 доклад «Роль учителя в активизации интереса к обучению» Муниципальный, районная августовская конференция с. Зырянское (сертификат)
август, 2011 выступление «Презентация результатов и опыта работы в рамках реализации Стратегии и межведомственной программы «Этнокультурное образование в Томской области» Областной фестиваль педагогических идей и инноваций, г. Томск (сертификат)
2012 стендовый доклад «Центр «Содружество» - реализация проекта» Региональный фестиваль педагогических идей и инноваций, г. Томск (сертификат)
2012 мастер-студия «Способы оценивания грамотности школьников и их компетентности в различных сферах деятельности Муниципальный, августовская конференция работников образования Зырянского района с. Зырянское (программа конференции)
2012 доклад «Взаимодействие ОУ с социальными партнерами в ходе реализации Программы развития этноцентра» Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием, г. Томск (сертификат, видеодоклад размещен на сайте учителя географии П.М. Силаева (http://mihgeo.ucoz.ru).
с 2010 года Все материалы размещены в международной системе Интернет Международный, Информация на персональном сайте учителя географии Силаева П.М.

Некоторые выступления и доклады были опубликованы в средствах массовой информации и сборниках педагогического направления. С уровнем публикаций можно ознакомиться в таблице №7.

Таблица № 7
№ п/п Наименование Где опубликовано Уровень
1 Использование информационных технологий на уроках ОБЖ и географии районная газета «Сельская правда» муниципальный
2 Использование информационных технологий в обучении сборник «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» г. Томск , 11-23 марта 2005 года, стр. 18. региональный
3 Сельская школа как ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения сборник «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» г. Томск , 2–3 марта 2006 года, стр. 83. федеральный
4 Роль базовой школы как методического центра поселения районная газета «Сельская правда» от 27.12.2007 г. муниципальный
5 Моя новая школа Сборник педагогических эссе, г. Киров, 2010 год, АНО «Институт проектирования инновационных моделей образования», стр. 264-265. межрегиональный

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Департамент общего образования Томской области
  • ТОИПКРО
  • РЦРО
  • Михайловская школа
  • Погода в Томске
  • Футбол на "Куличках"
  • Газета.ру - спорт
  • Сайт с. Михайловки
  • Интернет уроки
  • i-Школа
  • Дневник.ру
  • Яндекс
  • Рамблер
  • Google
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz